Поскольку Delphi является открытой средой
32 Урока по Delphi
Урок 27 : Создание собственных компонент
Содержание урока 27:
Обзор
Добавление новых объектов в VCL
Заготовка для нового компонента
Соглашения по наименованиям
Выбор предка
Пример создания компонента
ex27.zip
-
Обзор
Поскольку Delphi является открытой средой и позволяет не только использовать объекты из Библиотеки Визуальных Компонент (VCL) в своей программе, но и создавать новые объекты. Причем, ничего другого, кроме Delphi, для этого не требуется. Создание нового объекта в Delphi не является очень сложной задачей, хотя для этого и требуется знание Windows API, объектно-ориентированного программирования и иерархии классов в VCL.
Может возникнуть вопрос; если в Delphi уже есть своя библиотека, то зачем еще создавать какие-то объекты? Ответ прост: нельзя создать библиотеку на все случаи жизни и на все вкусы. Новые компоненты, во-первых, позволяют расширить область применения Delphi: например, с помощью библиотек объектов третьих фирм разрабатывать приложения для работы в Internet. Во-вторых, позволяют дополнить или настроить для себя имеющиеся в VCL объекты (например, переопределить значения свойств, устанавливаемые по умолчанию).
Предположим, что у вас появился уже готовый компонент. Как его добавить в VCL? Для этого выберите пункт меню Options|Install Components… Появится диалог, как на рис.1
Рис.A: Диалог установки нового компонента
Нажмите “Add” и укажите модуль, содержащий процедуру регистрации, нажмите “OK” и после успешной перекомпиляции новый объект появится в палитре.
В среде Delphi есть специальный эксперт, создающий заготовку для нового компонента. Вызвать его можно в пункте меню File|New Component… (см рис.2)
Рис.B: Эксперт для создания нового компонента
В диалоге нужно указать имя нового класса (например, TMyButton), предка класса (TButton) и страницу палитры, куда поместить новый компонент (Samples). Если нажать “OK”, то эксперт создаст модуль - заготовку для нового компонента:
unit Unit1;
interface
uses
SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls,
Forms, Dialogs, StdCtrls;
type
TMyButton = class(TButton)
private
{ Private declarations }
protected
{ Protected declarations }
public
{ Public declarations }
published
{ Published declarations }
end;
procedure Register;
implementation
procedure Register;
begin
RegisterComponents('Samples', [TMyButton]);
end;
end.
Модуль содержит декларацию нового класса и процедуру его регистрации в Палитре Компонент. В процедуре RegisterComponents первый параметр - имя страницы (можно указать свое имя - появится новая страница); второй параметр - множество объектов для регистрации.
Теперь модуль нужно сохранить под новым именем (например, NEW_BTN.PAS) и приступить к дописыванию новых свойств и методов. После того, как эта работа закончена и новый компонент отлажен, можно добавить его в Палитру (см. предыдущую главу). Но перед этим желательно создать файл ресурсов, в котором будет лежать пиктограмма для представления данного объекта в Палитре Компонент. Файл ресурсов можно создать с помощью программы Resource Workshop, называться он должен точно так же, как модуль регистрации компонента и иметь расширение .DCR (т.е., если объект регистрируется в модуле NEW_BTN.PAS, то тогда имя файла ресурсов будет NEW_BTN.DCR). В файле ресурсов должен находиться ресурс типа BITMAP - картинка размером 28x28 точки (можно меньше), название картинки должно совпадать с именем класса (в нашем случае TMYBUTTON).
Итак:
- Все декларации типов начинаются на букву T. Еще раз, Delphi не требует этого, но это делает очевидным, что "TEdit", например, есть определение типа, а не переменная или поле класса.
- Выбор предка
- TObject - Можно использовать в качестве предка, если с этим компонентом не нужно работать во время дизайна. Это может быть, например, класс, содержащий значения переменных среды (environment) или класс для работы с INI файлами.
- TComponent - Отправная точка для многих невидимых компонент. Данный класс обладает встроенной возможностью сохранять/считывать себя в потоке во время дизайна.
- TGraphicControl - Используйте этот класс для создания видимых компонент, которым не нужен handle. Такие компоненты рисуют прямо на своей поверхности и требуют мало ресурсов Windows.
- TWinControl - Базовый класс для компонент, которые имеют окно. Данное окно имеет свой handle, его используют при доступе к возможностям Windows через API.
- Пример создания компонента
interface
uses
SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics,
Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;
type
TMyButton = class(TButton)
private
{ Private declarations }
FClickCount : Longint;
protected
{ Protected declarations }
public
{ Public declarations }
constructor Create(AOwner : TComponent); override;
procedure Click; override;
property ClickCount : Longint read FClickCount write FClickCount; published
{ Published declarations }
end;
procedure Register;
implementation
constructor TMyButton.Create(AOwner : TComponent);
begin
inherited Create(AOwner);
ShowHint:=True;
FClickCount:=0;
end;
procedure TMyButton.Click;
begin
Inc(FClickCount);
inherited Click;
end;
procedure Register;
begin
RegisterComponents('Samples', [TMyButton]);
end;
end.
Для того, чтобы переопределить начальное значение свойства при создании объекта, нужно переписать конструктор Create, в котором и присвоить этому свойству нужное значение (не забыв перед этим вызвать конструктор предка).
Новое свойство для подсчета нажатий на клавишу называется ClickCount. Его внутреннее поле для сохранения значения - FClickCount имеет тип Longint, емкости поля хватит надолго.